МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан

Факультета прикладной математики,

информатики и механики

 

_______________ А.И.Шашкин

 

__.__.20__г.

 

 

Образовательная программа

послевузовского профессионального образования

по специальности 05.13.17 

Теоретические основы информатики

 

по отрасли  05.13.00

Технические науки

 

Присуждаемая ученая степень

Кандидат  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2011

 

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТРАСЛИ

 

Технические науки

 

1.1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы

подготовки аспиранта и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой

степени кандидата наук) ‑ кандидат наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального

образования (подготовки аспиранта, далее по тексту - подготовки аспиранта) по отрасли Технические науки

при очной форме обучения составляет 3 года.

Нормативный срок подготовки аспиранта по отрасли Технические науки при заочной форме обучения

составляет 4 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной

защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая

степень независимо от срока обучения в аспирантуре.

1.2. Цели аспирантуры.

         Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки,

образования, промышленности. Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством,

являются:

-      формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;

-      углубленное изучение теоретических и практических основ технических наук;

-      совершенствование философского образования, в том числе ориентированного на профессиональную

деятельность;

-      совершенствование знаний иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной

деятельности.

                Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры:

Выпускники аспирантуры являются научными кадрами высшей квалификации, способными самостоятельно

ставить и решать научные и производственные проблемы, а также проблемы образования в различных

областях информатики.

1.3. Паспорт специальности 05.13.17 – Теоретические основы информатики.

Формула специальности:

Теоретические основы информатики – специальность, включающая исследования процессов создания,

накопления и обработки информации; исследования методов преобразования информации в данные

и знания; создание и исследование информационных моделей, моделей данных и знаний, методов

работы со знаниями, методов машинного обучения и обнаружения новых знаний; исследования

принципов создания и

функционирования аппаратных и программных средств автоматизации указанных процессов.

Научное и народнохозяйственное значение решения проблем указанной специальности состоит в

создании научных основ современных информационных технологий на базе использования средств

вычислительной техники и в ускорении на этой основе научно-технического прогресса.

Область исследования:

1. Исследование, в том числе с помощью средств вычислительной техники, информационных процессов,

информационных потребностей коллективных и индивидуальных пользователей.

2. Исследование информационных структур, разработка и анализ моделей информационных процессов и структур.

3. Исследование методов и разработка средств кодирования информации в виде данных. Принципы создания

языков описания данных, языков манипулирования данными, языков запросов. Разработка и исследование моделей

данных и новых принципов их проектирования.

4. Исследование и разработка средств представления знаний. Принципы создания языков представления знаний,

в том числе для плохо структурированных предметных областей и слабоструктурированных задач; разработка

интегрированных средств представления знаний, средств представления знаний, отражающих динамику процессов, концептуальных и семиотических моделей предметных областей.

5. Разработка и исследование моделей и алгоритмов анализа данных, обнаружения закономерностей в данных

и их извлечениях разработка и исследование методов и алгоритмов анализа текста, устной речи и изображений.

6. Разработка методов, языков и моделей человекомашинного общения; разработка методов и моделей распознавания,

понимания и синтеза речи, принципов и методов извлечения данных из текстов на естественном языке.

7. Разработка методов распознавания образов, фильтрации, распознавания и синтеза изображений, решающих

правил. Моделирование формирования эмпирического знания.

8. Исследование и когнитивное моделирование интеллекта, включая моделирование поведения, моделирование

 рассуждений различных типов, моделирование образного мышления.

9. Разработка новых интернет- технологий, включая средства поиска, анализа и фильтрации информации, средства

приобретения знаний и создания онтологии, средства интеллектуализации бизнес-процессов.

10. Разработка основ математической теории языков и грамматик, теории конечных автоматов и теории графов.

11. Разработка методов обеспечения высоконадежной обработки информации и обеспечения помехоустойчивости

информационных коммуникаций для целей передачи, хранения и защиты информации; разработка основ теории

надежности и безопасности использования информационных технологий.

12. Разработка математических, логических, семиотических и лингвистических моделей и методов взаимодействия

информационных процессов, в том числе на базе специализированных вычислительных систем.

13. Применение бионических принципов, методов и моделей в информационных технологиях.

14. Разработка теоретических основ создания программных систем для новых информационных технологий.

15. Исследования и разработка требований к программно-техническим средствам современных телекоммуникационных

систем на базе вычислительной техники.

16. Общие принципы организации телекоммуникационных систем и оценки их эффективности. Разработка научных

 принципов организации информационных служб по отраслям народного хозяйства. Изучение социально-экономических

аспектов информатизации и компьютеризации общества.

Специальность не включает исследования в областях:

- математическая логика, алгебра и теория чисел;

- вычислительная математика;

- теория связи, системы и устройства передачи информации по системам

связи;

- сети, узлы связи и распределения информации;

- математическое и программное обеспечение вычислительных машин,

комплексов и компьютерных сетей;

- вычислительные машины, комплексы, системы и сети;

- автоматизированные информационные системы.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ

ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И

УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

 

2.1. Лица, желающие освоить образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны

иметь высшее профессиональное образование по специальностям или направлениям подготовки в соответствии с таблицей:

 

Код

(шифр) научной спец-ти

Шифр специальностей научных работников

Наименование направления подготовки магистра и/или магистерских программ

Код (шифр)

научной специальности

05.13.17

Теоретические основы информатики.

010200 Математика. Компьютерные науки

010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии

010400 Прикладная математика и информатика

010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

010800 Механика и математическое моделирование

230400 Информационные системы и технологии

 

010101 Математика

010501 Прикладная математика и информатика

010901 Механика

010503 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

 

2.2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи

вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим

достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть

предоставлено право преимущественного зачисления.

2.3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением

о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального

образования в Российской Федерации.

2.4. Программы вступительных испытаний в аспирантуру разработаны Воронежским государственным университетом в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

 

  1. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

05.13.17 – Теоретические основы информатики.

 

3.1.               Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется

на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского

профессионального образования Воронежским государственным университетом.

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает 
в себя учебный план, рабочие  программы дисциплин (модулей), программы практики, 
обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии*(1).
3.2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет
следующую структуру:
3.3. Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:
Обязательные дисциплины (ОД. А.00);
Факультативные дисциплины (ФД.А.00);
Практика (П.А.00).
3.4. Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной 
степени кандидата наук (НИР.А.00);
Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);
Подготовка к защите диссертации  на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).
4. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского 
профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года, 
в заочной форме - четыре года.
5. Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского 
профессионального образования (по ее составляющим и их разделам):
 

4.        ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

05.13.17 – Теоретические основы информатики.

 

Индекс
Наименование разделов и дисциплин
 (модулей)
Трудоемкость 
(в зачетных
 единицах) *(2)
ОД.А.00
Обязательные дисциплины
19
ОД.А.01
История и философия науки
4
ОД.А.02
Иностранный язык
6
ОД.А.03
Системы искусственного интеллекта. Применение нечеткой логики в этих системах
1
ОД.А.04
Распределенные и постреляционные базы данных
2
ОД.А.05
Разработка интегрированных средств представления знаний, средств представления 
знаний, 
отражающих динамику процессов, концептуальных и семантических моделей 
предметных 
областей
2
 
 
 
 
ОД.А.06, ОД.А.07
Дисциплины по выбору аспиранта*(3)
 
ОД.А.06
 
 
ОД.А.06.1
Параллельное и распределенное программирование
1
ОД.А.06.2
Мультиагентные системы
1
ОД.А.07
 
 
ОД.А.07.1
Эволюционное моделирование
1
ОД.А.07.2
Биоинспирированные методы в оптимизации
1
ФД.А.00
Факультативные дисциплины
5
П.А.00
Практика
3
Итого на образовательную составляющую
27
НИР.А.00
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации 
на соискание учёной степени кандидата наук (4)
165
КЭ.А.00
Кандидатские экзамены
3
КЭ.А.01
Кандидатский экзамен по истории и философии науки
1
КЭ.А.02
Кандидатский экзамен по иностранному языку
1
КЭ.А.03
Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой 
диссертаций 
на соискание учёной степени кандидата наук
1
ПД.А.00
Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (5)
15
Итого на исследовательскую составляющую
183
Общий объём подготовки аспиранта (6)
210

 

   

*(1) На базе образовательной программы послевузовского профессионального образования 
по соответствующей  специальности научных работников научным руководителем совместно 
с аспирантом разрабатывается индивидуальный план аспиранта.
*(2) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 
45 минут. Максимальный объём учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной 
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.
*(3) Дисциплины по выбору аспиранта (ОД. А.06, ОД.А.07 и т.д.) выбираются им из числа 
предлагаемых образовательным учреждением или научной организацией, реализующими 
образовательную программу послевузовского профессионального образования.
*(4) При обучении по отдельным специальностям научных работников технических, 
естественных отраслей наук, срок обучения по которым составляет четыре года в очной форме, 
трудоемкость научно-исследовательской работы аспиранта и выполнение  диссертации на 
соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00) увеличиваются на 55 зачетных единиц.
*(5) Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук 
(ПД.А.00) включает оформление диссертационной  работы и представление её на кафедру 
(в научный совет, отдел, лабораторию, сектор) или в совет по защите диссертаций на соискание 
ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

*(6) Без учета каникул.

 

05.13.17 – Теоретические основы информатики.

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения 156 недель, в том числе:

-         образовательная программа подготовки – 20 недель (1080 часов);

-         программа научно-исследовательской подготовки, включая оформление и представление диссертации – 120 недель (6480 часов);

-         каникулы не менее – 16 недель.

5.2. Лицам, окончившим аспирантуру, предоставляется месячный отпуск в случае выполнения следующих требований:

-         полностью выполнен индивидуальный учебный план;

-         сданы кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;

-         завершена работа над диссертацией и оформленная диссертация представлена в Диссертационный совет.

 

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА

 по специальности 05.13.17 – Теоретические основы информатики.

6.1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов сформирована с учетом следующего: максимальный объем учебной нагрузки аспиранта в период теоретического обучения устанавливается в размере 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

6.2. Условия реализации основной образовательной программы аспиранта.

6.2.1. Кадровое обеспечение.

Научное руководство аспирантами и соискателями осуществляют 6 докторов наук по специальности 05.13.17 – теоретические основы информатики. (д.т.н., проф.Астахова И.Ф.; д.ф.-м.н., зав.каф.Махортов С.Д.; д.ф.-м.н., проф. Запрягаев С.А.; д.т.н., проф. Сирота А.А.; д.т.н., проф. Леденева Т.М.; д.т.н., проф. Новикова Н.М.; д.ф.-м.н., проф. Шашкин А.И.).

6.2.2. Учебно-методическое обеспечение.

Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно - информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Библиотека располагает обширной библиотекой, включающей научно-техническую литературу по искусственному интеллекту, базам данных и знаний, по нечеткой логике, научные журналы и труды конференций.

 

В библиотеке университета имеется следующая литература:

          1. Леденева Т.М. Обработка нечеткой информации – Воронеж: Воронеж. госуниверситет, 2006. – 233 с.

          2. Алгазинов Э.К. Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем/ Э.К.Алгазинов, А.А.Сирота.- М.: Диалог-МИФИ, 2009. -416 с.

          3. Астахова И.Ф. СУБД: Язык SQL в примерах и задачах/ Астахова И.Ф., А.П. Толстобров., В.М. Мельников  и др.  - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009, 174 с.

          4. Системы искусственного интеллекта. Практический курс./ Под ред И. Ф. Астаховой – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008.- 315 с.

            5. Астахова И.Ф. Практикум по информационным системам.Oracle/ И.Ф.Асиахова, В.А.Чулюков, А.С.Потапов – Киев: Юниор, 2004. – 174 с.

          Требования к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно- информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам высшего профессионального образования).

6.2.3. Материально-техническое обеспечение.

Кафедра и факультет Прикладной математики, информатики и механики располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.

Материально-техническая база: 8 дисплейных классов ф-та ПММ.

 

6. УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

05.13.17 – Теоретические основы информатики.

 

7.1. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры

7.1.1. Общие требования к выпускнику аспирантуры:

Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.

7.1.2.Требования к научно-исследовательской работе аспиранта.

Научно-исследовательская часть программы должна:

-         соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;

-         быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

-         основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;

-         использовать современную методику научных исследований;

-         базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

-         содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.

7.1.3. Требования к выпускнику аспирантуры по специальным дисциплинам, иностранному языку, истории и философии науки определяются программами кандидатских экзаменов и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук).

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта.

7.2.1. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет.

·        Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливаются Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. ВГУ включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности.

·        Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

7.2.2.Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

 

8. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА

 

8.1. . Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.