МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ Декан Факультета прикладной математики, информатики и механики
_______________ А.И.Шашкин
__.__.20__г.
Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 05.13.17 Теоретические основы информатики
по отрасли 05.13.00 Технические науки
Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
Воронеж 2011
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТРАСЛИ
Технические науки
1.1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) ‑ кандидат наук. Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта, далее по тексту - подготовки аспиранта) по отрасли Технические науки при очной форме обучения составляет 3 года. Нормативный срок подготовки аспиранта по отрасли Технические науки при заочной форме обучения составляет 4 года. В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре. 1.2. Цели аспирантуры. Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки, образования, промышленности. Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются: - формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности; - углубленное изучение теоретических и практических основ технических наук; - совершенствование философского образования, в том числе ориентированного на профессиональную деятельность; - совершенствование знаний иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры: Выпускники аспирантуры являются научными кадрами высшей квалификации, способными самостоятельно ставить и решать научные и производственные проблемы, а также проблемы образования в различных областях информатики. 1.3. Паспорт специальности 05.13.17 – Теоретические основы информатики. Формула специальности: Теоретические основы информатики – специальность, включающая исследования процессов создания, накопления и обработки информации; исследования методов преобразования информации в данные и знания; создание и исследование информационных моделей, моделей данных и знаний, методов работы со знаниями, методов машинного обучения и обнаружения новых знаний; исследования принципов создания и функционирования аппаратных и программных средств автоматизации указанных процессов. Научное и народнохозяйственное значение решения проблем указанной специальности состоит в создании научных основ современных информационных технологий на базе использования средств вычислительной техники и в ускорении на этой основе научно-технического прогресса. Область исследования: 1. Исследование, в том числе с помощью средств вычислительной техники, информационных процессов, информационных потребностей коллективных и индивидуальных пользователей. 2. Исследование информационных структур, разработка и анализ моделей информационных процессов и структур. 3. Исследование методов и разработка средств кодирования информации в виде данных. Принципы создания языков описания данных, языков манипулирования данными, языков запросов. Разработка и исследование моделей данных и новых принципов их проектирования. 4. Исследование и разработка средств представления знаний. Принципы создания языков представления знаний, в том числе для плохо структурированных предметных областей и слабоструктурированных задач; разработка интегрированных средств представления знаний, средств представления знаний, отражающих динамику процессов, концептуальных и семиотических моделей предметных областей. 5. Разработка и исследование моделей и алгоритмов анализа данных, обнаружения закономерностей в данных и их извлечениях разработка и исследование методов и алгоритмов анализа текста, устной речи и изображений. 6. Разработка методов, языков и моделей человекомашинного общения; разработка методов и моделей распознавания, понимания и синтеза речи, принципов и методов извлечения данных из текстов на естественном языке. 7. Разработка методов распознавания образов, фильтрации, распознавания и синтеза изображений, решающих правил. Моделирование формирования эмпирического знания. 8. Исследование и когнитивное моделирование интеллекта, включая моделирование поведения, моделирование рассуждений различных типов, моделирование образного мышления. 9. Разработка новых интернет- технологий, включая средства поиска, анализа и фильтрации информации, средства приобретения знаний и создания онтологии, средства интеллектуализации бизнес-процессов. 10. Разработка основ математической теории языков и грамматик, теории конечных автоматов и теории графов. 11. Разработка методов обеспечения высоконадежной обработки информации и обеспечения помехоустойчивости информационных коммуникаций для целей передачи, хранения и защиты информации; разработка основ теории надежности и безопасности использования информационных технологий. 12. Разработка математических, логических, семиотических и лингвистических моделей и методов взаимодействия информационных процессов, в том числе на базе специализированных вычислительных систем. 13. Применение бионических принципов, методов и моделей в информационных технологиях. 14. Разработка теоретических основ создания программных систем для новых информационных технологий. 15. Исследования и разработка требований к программно-техническим средствам современных телекоммуникационных систем на базе вычислительной техники. 16. Общие принципы организации телекоммуникационных систем и оценки их эффективности. Разработка научных принципов организации информационных служб по отраслям народного хозяйства. Изучение социально-экономических аспектов информатизации и компьютеризации общества. Специальность не включает исследования в областях: - математическая логика, алгебра и теория чисел; - вычислительная математика; - теория связи, системы и устройства передачи информации по системам связи; - сети, узлы связи и распределения информации; - математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей; - вычислительные машины, комплексы, системы и сети; - автоматизированные информационные системы.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
2.1. Лица, желающие освоить образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование по специальностям или направлениям подготовки в соответствии с таблицей:
2.2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления. 2.3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. 2.4. Программы вступительных испытаний в аспирантуру разработаны Воронежским государственным университетом в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.13.17 – Теоретические основы информатики.
3.1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования Воронежским государственным университетом. Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает
в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики,
обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии*(1).
3.2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет
следующую структуру:
3.3. Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:
Обязательные дисциплины (ОД. А.00);
Факультативные дисциплины (ФД.А.00);
Практика (П.А.00).
3.4. Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной
степени кандидата наук (НИР.А.00);
Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).
4. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского
профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года,
в заочной форме - четыре года.
5. Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского
профессионального образования (по ее составляющим и их разделам):
4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
05.13.17 – Теоретические основы информатики.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
*(1) На базе образовательной программы послевузовского профессионального образования
по соответствующей специальности научных работников научным руководителем совместно
с аспирантом разрабатывается индивидуальный план аспиранта.
*(2) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью
45 минут. Максимальный объём учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.
*(3) Дисциплины по выбору аспиранта (ОД. А.06, ОД.А.07 и т.д.) выбираются им из числа
предлагаемых образовательным учреждением или научной организацией, реализующими
образовательную программу послевузовского профессионального образования.
*(4) При обучении по отдельным специальностям научных работников технических,
естественных отраслей наук, срок обучения по которым составляет четыре года в очной форме,
трудоемкость научно-исследовательской работы аспиранта и выполнение диссертации на
соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00) увеличиваются на 55 зачетных единиц.
*(5) Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук
(ПД.А.00) включает оформление диссертационной работы и представление её на кафедру
(в научный совет, отдел, лабораторию, сектор) или в совет по защите диссертаций на соискание
ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
*(6) Без учета каникул.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.13.17 – Теоретические основы информатики.
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения 156 недель, в том числе: - образовательная программа подготовки – 20 недель (1080 часов); - программа научно-исследовательской подготовки, включая оформление и представление диссертации – 120 недель (6480 часов); - каникулы не менее – 16 недель. 5.2. Лицам, окончившим аспирантуру, предоставляется месячный отпуск в случае выполнения следующих требований: - полностью выполнен индивидуальный учебный план; - сданы кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; - завершена работа над диссертацией и оформленная диссертация представлена в Диссертационный совет.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА по специальности 05.13.17 – Теоретические основы информатики. 6.1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов сформирована с учетом следующего: максимальный объем учебной нагрузки аспиранта в период теоретического обучения устанавливается в размере 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы. 6.2. Условия реализации основной образовательной программы аспиранта. 6.2.1. Кадровое обеспечение. Научное руководство аспирантами и соискателями осуществляют 6 докторов наук по специальности 05.13.17 – теоретические основы информатики. (д.т.н., проф.Астахова И.Ф.; д.ф.-м.н., зав.каф.Махортов С.Д.; д.ф.-м.н., проф. Запрягаев С.А.; д.т.н., проф. Сирота А.А.; д.т.н., проф. Леденева Т.М.; д.т.н., проф. Новикова Н.М.; д.ф.-м.н., проф. Шашкин А.И.). 6.2.2. Учебно-методическое обеспечение. Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно - информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Библиотека располагает обширной библиотекой, включающей научно-техническую литературу по искусственному интеллекту, базам данных и знаний, по нечеткой логике, научные журналы и труды конференций.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В библиотеке университета имеется следующая литература: 1. Леденева Т.М. Обработка нечеткой информации – Воронеж: Воронеж. госуниверситет, 2006. – 233 с. 2. Алгазинов Э.К. Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем/ Э.К.Алгазинов, А.А.Сирота.- М.: Диалог-МИФИ, 2009. -416 с. 3. Астахова И.Ф. СУБД: Язык SQL в примерах и задачах/ Астахова И.Ф., А.П. Толстобров., В.М. Мельников и др. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009, 174 с. 4. Системы искусственного интеллекта. Практический курс./ Под ред И. Ф. Астаховой – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008.- 315 с. 5. Астахова И.Ф. Практикум по информационным системам.Oracle/ И.Ф.Асиахова, В.А.Чулюков, А.С.Потапов – Киев: Юниор, 2004. – 174 с. Требования к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно- информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам высшего профессионального образования). 6.2.3. Материально-техническое обеспечение. Кафедра и факультет Прикладной математики, информатики и механики располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Материально-техническая база: 8 дисплейных классов ф-та ПММ.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
05.13.17 – Теоретические основы информатики.
7.1. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры 7.1.1. Общие требования к выпускнику аспирантуры: Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности. 7.1.2.Требования к научно-исследовательской работе аспиранта. Научно-исследовательская часть программы должна: - соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация; - быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость; - основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики; - использовать современную методику научных исследований; - базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий; - содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации. 7.1.3. Требования к выпускнику аспирантуры по специальным дисциплинам, иностранному языку, истории и философии науки определяются программами кандидатских экзаменов и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук). 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта. 7.2.1. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет. · Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливаются Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. ВГУ включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности. · Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России). 7.2.2.Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).
8. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА
8.1. . Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.
|